По просьбе некоторых общественных активистов, причастных к гражданскому движению в г. Кирове, выскажу некоторые общие соображения по данному вопросу исключительно в дискуссионном порядке. В этих целях изложенная мною точка зрения намеренно заострена, в тексте используются смысловые допущения и имеющие категоричный характер заключения, - все это, непременно, следует иметь в виду при прочтении и, разумеется, при ведении обсуждения.
Актуальность вопроса связана также и с тем обстоятельством, что имеющаяся масштабность накопившихся практических проблем в данной сфере резко контрастирует с отсутствием соответствующего по масштабу социально-политического дискурса на данную тему.
Прежде обращаю внимание на то, что вопрос о местном самоуправлении может быть, по меньшей мере, рассмотрен в свете двух взаимосвязанных подвопросов:
- Существует ли необходимость в пересмотре данного базового элемента государственно-политического устройства России или такая необходимость отсутствует;
- Если такая необходимость имеется, то в чем она состоит?
Какие для этого имеются основания?
- Система самоуправления в том виде, в каком она сложилась к настоящему времени, не соответствует ни уровню самосознания, ни менталитету, ни традиционному типу волеизъявлению населения;
- Очевидное, подтверждаемое наблюдением, несоответствие поведения населения поселений, а также их административного корпуса, базовым принципам местного самоуправления как института самоуправления;
- Местное самоуправление как конституционный институт и как практическая организация управления в поселениях не соответствует организации государственной власти в России на федеральном и региональном уровнях, что нарушает принцип единообразия и способствует созданию условий для ненадлежащей управляемости в соответствующей сфере.
В результате этих преобразований поселенческие администрации в части исполнительных органов стали бы звеном (подразделением) органов государственной власти субъектов РФ, а представительные органы за нецелесообразностью были бы ликвидированы.
Эти меры, несомненно, привели бы к немалому эффекту, в том числе в части сокращения затрат на содержание местного чиновничества (так называемых мэров, депутатов и обеспечивающего их аппарата и т.п.).
Подобным преобразованием системы местного самоуправления также были бы подорваны условия воспроизводства специфического «местного сепаратизма», обусловленного искусственным разрывом «вертикали» власти в субъектах РФ (органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти).
Кроме того, вышеуказанные преобразования, несомненно, привели бы к полной ликвидации местечковой коррупционной составляющей.
Все это становится возможным, разумеется, только при внесении соответствующих изменений и изъятий в Конституции РФ (ст. 12, глава 8 и др.) в установленном порядке.
Считаю, что эти, а также подобные им соображения лежат в основании появившихся в последнее время в СМИ разрозненных сообщений об якобы имеющихся сведениях, исходящих от источников, близких к высшему руководству страны, о грядущих изменениях по вопросу о местном самоуправлении.
Институт местного самоуправления, на мой взгляд, с самого начала был мертворожденным институтом, в основании которого лежали, по меньшей мере, следующие факторы:
- политические романтизм и прекраснодушие одной из групп устроителей «нового» порядка в РФ в начале 90-х;
- неискушенность, характерная для другой части вновь формирующегося истеблишмента в вопросах подобного рода;
- не исключено также и наличие недоброй воли, исходящей от подлинных кукловодов всей этой истории, связанной построением такой системы власти и управления в РФ, а не другой.
Поскольку все исторически неоправданные формы общественного устройства, в том числе по вопросам управления поселениями, постепенно обнаруживают свое несоответствие интересам, потребностям и состоянию текущего момента (российского общества), и когда это становится очевидным даже неискушенному в данном деле лицу, то тогда приходит время перемен (посредством реформ или более радикальных методов обновления).
Все.
В заключении напоминаю: вышеизложенная точка зрения имеет исключительно дискуссионный характер в целях обмена мнениями по существу.
С уважением, Холкин Олег (г. Киров), 14.12.2013 г.